Частная авиация России: изменение понятия «внутренние рейсы»

Заказать разработку, производство, летные испытания, сервисное обслуживание, ремонт и модернизацию авиационной техники

Частная авиация России: изменение понятия «внутренние рейсы»

Недавно в России были введены новые таможенные правила, а также новое определение «внутренних рейсов» в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которые значительно ограничили движение воздушных судов по внутренним маршрутам и создали путаницу в сфере деловой авиации.

Вот что вам необходимо знать:

  1. Изменено определение «внутренних рейсов»

Начиная с апреля 2019 года, «внутренние рейсы» в России определяются как любые рейсы в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который входят Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.

— Международные рейсы не облагаются сбором;

— Внутренние рейсы на частных самолетах (не преследующих коммерческие цели) весом менее 28 тонн или с числом посадочных месте не более 19, должны пройти таможенную процедуру под названием Import 53 (IM53).

* Примечание: более крупные самолеты не имеют права на IM53 и должны пройти таможенный контроль в полном объеме, как указано в п.4 (ниже).

  1. Как пройти процедуру IM53

Реализация процедуры IM53 для прохождения таможенного, миграционного и карантинного контроля довольно сложная и требует привлечения таможенного консультанта. Документы IM53 должны быть представлены владельцем частного самолета или таможенным консультантом. За прохождение и оформление всей процедуры взимается сбор в размере около 1000 евро. Если у вас нет таможенного брокера, то процедура может занять до трех рабочих дней, если же вы заранее заручились поддержкой специалиста, то все можно оформить за день. В сумму 1000 евро включаются как таможенные сборы за IM53, так и оплата услуг брокера. Цена может варьироваться в зависимости от местоположения и условий местного специалиста.

Читайте также:  Бриллиантовый подход

* Примечание: сам таможенный процесс занимает по прибытии пару часов. Для установления контакта с таможенным брокером требуется три рабочих дня. «Установить контакт» означает, что брокер и владелец / эксплуатант частного самолета подписывают договор, который дает брокеру правовую базу для представления интересов эксплуатанта во время процедуры таможенного оформления.

В течение этого времени вам нужно будет представить все необходимые документы (включая данные о весе пустого снаряженного самолета и документ Proforma, чтобы подтвердить данные для таможенных целей). После того, как вы уладите юридические формальности с брокером и представите ему все необходимые документы, частный самолет может прибывать на территорию России уже на следующий день.

  1. Правила каботажа и перевозки пассажиров

Правила перевозки пассажиров, включая вопросы каботажа, в настоящее время регулируются постановлением правительства № 527 и требуют дополнительных усилий по координации и отправки документов для получения разрешения.

С 21 июня 2019 года для получения разрешения на перевозку пассажиров или груза по внутренним маршрутам требуется проходить согласование с местными перевозчиками.

Если цель полета (пункт 5 формы N) отличается от некоммерческой, авиаперевозчик должен получить письмо с пометкой «Не возражаю» от местных перевозчиков. Документ оформляется не позднее, чем за пять рабочих дней до подачи заявки на получение разрешения от Управления гражданской авиации.

Такая координация не требуется, если: 1) категория и цель полета подходят под определение частных некоммерческих рейсов; 2) полет производится в интересах владельца частного самолета; 3) не был заключен договор перевозки.

Читайте также:  В аэропорту Страсбурга появится современный VIP комплекс

Заявление о совершении нерегулярного рейса должно быть подано в Управление гражданской авиации в соответствии с обновленной формой N. Обратите внимание, что пункт 5 (цель полета) и пункт 6 (категория полета) должны быть указаны строго в соответствии с предлагаемыми вариантами. Также необходимо предоставить дополнительные данные, например: полная информация об авиаперевозчике (наименование, контакты  и пр.), информация о принимающей стороне и т.д.

  1. Таможенные сборы

Внутренние рейсы на любом воздушном судне, весом более 28 тонн или имеющем более 19 пассажирских мест, облагаются таможенной пошлиной в размере 13,6% от таможенной оценки воздушного судна плюс 20% НДС.

— Комиссию 13,6% можно оплатить частями по три процента в месяц;

— Рассрочка платежа возможна только на месяцы, когда частный самолет передвигается внутри страны (в пределах России).

  1. Варианты импорта

Самолеты, ввозимые для международных перевозок, без ограничения по массе и числу посадочных мест:

— нет ограничений по весу самолета и количеству посадочных мест;

— не требует уплаты таможенных пошлин или налогов;

— требуется общая декларация;

— не подразумевает передачу прав третьим лицам;

— не разрешается внутренняя перевозка на территории ЕАЭС (т.е. пункт отправления и пункт назначения на любом этапе пути не должны находиться в странах ЕАЭС).

Самолеты, ввозимые во временное пользование на территорию ЕАЭС (для самолетов с порожним весом до 28 тонн и с числом посадочных мест не более 19):

— не требует оплаты таможенных пошлин  и налогов (но может потребоваться залог);

— заявка подается в письменной форме;

Читайте также:  TAG Aviation открыл свой первый FBO в Азии

— максимальное однократное пребывание в России составляет 30 календарных дней;

— общая продолжительность пребывания не более 180 календарных дней в течение одного календарного года;

частные самолеты НЕ должны использоваться для получения дохода;

— таможенная процедура под названием IM53 должна выполняться владельцем воздушного судна или таможенным брокером (ориентировочная стоимость составляет около 1000 евро; лучше иметь в запасе три рабочих дня для организации и сбора документов).

Все остальные случаи:

— частичная уплата таможенных пошлин и налогов (3% в месяц от суммы ввозных таможенных пошлин и налогов);

— подача товарной декларации в электронном виде;

— общая продолжительность пребывания составляет два года (365 + 365 дней);

— может потребоваться залог.

Заключение

На данный момент наиболее выгодным вариантом с экономической точки зрения для авиаперевозчиков, которые попадают в категорию (более 28 тонн или более 19 пассажирских мест), является только возможность совершать международные рейсы в и из аэропортов Евразийского экономического союза, и избегать внутренних рейсов. Большая неопределенность сохраняется в отношении международных санкций против России и их влияния на деловую авиацию.

Чтобы не ориентироваться на слухи и не отменять полет из опасений, что он может оказаться незаконным, авиаперевозчикам рекомендуется обращаться за консультацией к профильным специалистам.

Шошина Ольга