ЯК-40.
Постановление Совета Министров СССР о создании самолёта для замены Ил-12 и Ил-14 вышло в 1960 году. Проект Як-40 был разработан в ОКБ Яковлева в 1964 году. Он стал первым в мире реактивным самолетом для местных авиалиний. Опытный образец был построен в 1965 году, лётные испытания начались в 1966 году, и уже в 1967 самолёт был запушен в серийное производство на авиационном заводе в Саратове.
Як-40 завоевал всемирное признание уже в первые годы своего существования. Он демонстрировался в 75 странах мира, даже в США, где на него поступали заказы. Всего самолёт Як-40 был поставлялся на экспорт в 18 стран.
Самолет Як-40 оснащен тремя турбореактивными двигателями АИ-25 Государственного предприятия Запорожского машиностроительного конструкторского бюро им. Академика А. Г. Ивченко: два двигателя установлены на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, третий внутри хвостовой части фюзеляжа.
Турбореактивный двухконтурный двигатель АИ-25:
Самолет Як-40 — региональный самолет, предназначенный для пассажирских и грузопассажирских воздушных перевозок на местных авиалиниях. Разработка самолета Як-40 началась в 1965 г. в ОКБ им. А. С. Яковлева, а 21 октября 1966 г. состоялся первый полет опытного образца, который стал первым в России и в мире реактивным самолетом, предназначенным для использования на местных авиалиниях, а также первым из российских самолетов, получивших сертификат летной годности в странах Запада. В 1968 году серийное производство самолета Як-40 было налажено на Саратовском авиазаводе, и всего за эти годы было произведено 1011 самолетов, из которых 125 продано на экспорт в 18 стран.
Проектируя самолет, ОКБ им. А. С. Яковлева заложило в его конструкцию избыточный запас прочности. Взлетно-посадочные характеристики самолета позволяют эксплуатировать его с грунтовых взлетно-посадочных полос. По внешней компоновке самолет Як-40 представляет собой моноплан со свободнонесущим низко расположенным крылом, убирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой, задним расположением двигателей, средний из которых оснащен реверсивным устройством. Самолет имеет малую удельную нагрузку на крыло, обладает большой подъемной силой. Самолет оснащен тремя турбореактивными двигателями АИ-25: два установлены на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, третий внутри хвостовой части фюзеляжа. Большая энерговооруженность машины обеспечивает взлет с высокогорных аэродромов (до 2500 метров над уровнем моря) в условиях высоких температур. Пассажирский салон самолета Як-40 эконом класса позволяет принять на борт 32 пассажира.
Максимальная взлетная масса
16,1 т
Максимальная посадочная масса
16,1 т
Максимальная коммерческая нагрузка
2,72 т
Масса пустого снаряженного самолета
9,85 т
Запас топлива
3910 литров
Максимальная крейсерская скорость
510 км/ч
Рабочий потолок
8100 км
Дальность полета с максимальным
запасом топлива
1800 км
Дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой
(с резервами топлива)
1350 км
Потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря)
1250 м
Экипаж
3 человека
Габариты самолета
Размах крыла
25,0 м
Длина самолета
20,36 м
Высота
6,5 м
Площадь крыла
70,0 м2
Диаметр фюзеляжа
2,4 м
Пассажирский салон:
— ширина
2,15 м
— высота
1,85 м
— длина
7,70 м
— объем
43,0 м3
Условные обозначения:
1 —Трапы; 2 — Аварийные люки; 3 — Туалеты; 4 — Кабина пилотов (экипаж 4 человека); 5 — Служебные помещения, буфет; 6 — Гардероб; 7 — Буфет; 8 — Отсеки оборудования