Выпускник Московского геологоразведочного открыл первый частный аэропорт Вьетнама

Заказать разработку, производство, летные испытания, сервисное обслуживание, ремонт и модернизацию авиационной техники

Выпускник Московского геологоразведочного открыл первый частный аэропорт Вьетнама

30 декабря 2018 года во вьетнамской провинции Куангнинь в присутствии премьер-министра страны Нгуен Суан Фука (Nguyễn Xuân Phúcторжественно открылся аэропорт Вандон (VDO), обслуживающий курортную зону бухты Халонг на северо-востоке страны. Воздушная гавань расположена на одноимённом с ней острове в 120 км к югу от китайской границы и занимает площадь около 325 гектаров.

Аэродром получил одну взлётно-посадочную полосу 03/21 с бетонным покрытием длиной 3 600 метров и способность принимать (ILS CAT 2) широкофюзеляжные самолёты вплоть до Airbus A350 и Boeing 777 (код E) и 7 стояночных мест, а терминал площадью 26 991 кв. метр с четырьмя телетрапами (1 код E, остальные код C) сможет обслуживать до 2,5 миллионов пассажиров в год.

До середины января он обслуживал только рейсы национального перевозчика из Хошимина (SGN), с 20 января к ним добавятся полёты главного лоукостера страны VietJet Air (VJ), затем ожидается стартап Bamboo Airways (QH). С 28 февраля аэропорт становится не только по статусу, но и фактически международным: из Шэньчжэня (SZX) начнётся регулярный сервис китайской Donghai Airlines (DZ).

Читайте также:  Norwegian продала два Airbus A320neo вместе с арендными контрактами

Первый частный

Вандон — первый частный аэропорт страны. Предприятие полностью принадлежит Sun Group — туристическому конгломерату со штаб-квартирой в Дананге. Среди прочего, эта компания является крупнейшим во Вьетнаме оператором канатных дорог.

Строительство велось под техническим контролем Netherlands Airport Consultants, одной из ведущих профильных консалтинговых компаний в мире.

Стоимость сооружения оценивается в 300 миллионов долларов США, ожидаемый срок окупаемости инвестиций — 45 лет. Большую часть средств владельцы взяли из собственного капитала, привлекать кредиты (предоставлены Вьетнамским акционерным коммерческим банком промышленности и торговли) пришлось лишь на расчистку территории.

При этом текущий инвестор проекта — второй по счёту. Изначальный, консорциум во главе с южнокорейской Korea Airports Corp., в 2015 году отказался от сооружения после того, как стало ясно, что основу трафика составят внутренние пассажиры. Из-за этого работы задержались на год от плана и возобновились в марте 2016 года, когда уже имеющая коммерческие проекты в провинции Куангнинь Sun Group взялась закончить строительство. Тогда же был окончательно согласован статус Вандона как международного аэропорта.

Читайте также:  Norwegian ищет деньги в платном интернете


Аэропорт Вандон (VDO), фото nikkei.com


Бухта Халонг, фото halongbayvietnam.org

Московские геологи — вьетнамские магнаты

Sun Group основана Ле Вьет Ламом (Le Viet Lam), получившим образование в России: в 1992 году он закончил Московский геологоразведочный институт (сейчас РГГРУ), затем переехал в Харьков. Годом позже с ещё одним выпускником того же института, Фам Нят Выонгом (Pham Nhat Vuong), он создал компанию Техноком, производившую для украинского рынка лапшу быстрого приготовления Мивина. В 2010 году выросшая до трёх заводов компания была продана Nestle за 150 млн долларов.

Фам Нят Выонг, вернувшись во Вьетнам в 2001 году, основал Vinpearl, ставшую впоследствии одним из крупнейших строительных холдингов страны.

Ле Вьет Лам занялся туризмом и индустрией развлечений и той частью строительства, что сопутствовала выбранному направлению.

Читайте также:  Убыточная Air India хочет больше субсидий

В тот же день, когда открывался аэропорт, Sun Group официально запустила два других крупных инфраструктурных проекта в той же провинции: скоростную автодорогу Халонг — Вандон и Международный круизный порт Халонг общей стоимостью 563 миллиона долларов.

Стратегические стройки за частный счёт

К 2023 году правительство Вьетнама собирается иметь на территории страны 13 международных и 15 внутренних аэропортов; пока их всего 21. В течение следующих пяти лет в строительство ещё шести — после Вандона — воздушных гаваней и модернизацию имеющихся будет вложено минимум 3 млрд долларов. Изыскать их намерены как на счетах государственного оператора Airports Corporation of Vietnam, так и аналогично привлекая частных инвесторов.