Российский рынок стабилизировался

Заказать разработку, производство, летные испытания, сервисное обслуживание, ремонт и модернизацию авиационной техники

Российский рынок стабилизировался

В преддверии московской выставки Jet Expo 2017, которая начнет свою работу 7 сентября в московском аэропорту Внуково, BizavWeek побеседовал с Президентом ГК «АВКОМ» и Вице-Президентом ОНАДА Евгением Юрьевичем Бахтиным. Диалог получился непростым. Ситуация на российском рынке деловой авиации достаточно сложная, но не катастрофическая. Впрочем, реальную оценку нынешнего состояния дел в отрасли, как никто другой, даст Евгений Юрьевич, который стоял у истоков бизнес-перевозок в России.





Евгений Юрьевич, насколько изменился деловой климат с начала года и как ощущает себя отечественный рынок деловой авиации?

Характерной чертой российского рынка деловой авиации в настоящий период является определенная стабилизация с небольшим 2-3-процентным ростом к показателям аналогичного периода прошлого года, что вселяет в участников рынка некоторый осторожный оптимизм в дальнейшем развитии. Не столь высокими темпами, но все-таки продолжает сокращаться объем трафика деловой авиации через российские аэропорты, хотя и некоторые из них (Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь) показывают уверенный рост. Снижается спрос на международные чартеры, но возрастает спрос на внутренних направлениях. Количество бизнес-самолетов, прямо или косвенно принадлежащих российским владельцам, по экспертным оценкам сократилось до 300 единиц, но далее не уменьшается.

Европейский рынок деловой авиации, отмечавший в 2016 году символический 0,5-процентный рост, в настоящее время также стабилизировался и не показывает какого-либо существенного роста, как, впрочем, и падения. Некоторый неожиданный небольшой спад европейского рынка в начале-середине летнего сезона объясняется как снижением российского трафика в Европу, так и напряженной неопределенностью европейских деловых кругов, связанной с обстоятельствами Брексита.

В целом, стабилизация рынка, сменившая постоянное падение, продолжавшееся в предшествующие годы, несомненно является положительным фактором развития рынка деловой авиации России и улучшения делового климата. 

Евгений Юрьевич, согласитесь, что 2017 год вряд ли можно назвать годом знаковых событий. Почему прекратились инвестиции в инфраструктуру и временное ли это явление?

Инвестирование в инфраструктуру деловой авиации России прямо связано с состоянием рынка. Трудно ожидать от инвесторов какой-либо активности в условиях ослабления рынка, неопределенности в защите прав собственности на объекты, расположенные на территории аэропортов, постоянно изменяющихся правил регулирования авиационной деятельности.

Большинство инвесторов, ранее заинтересованных в инвестировании в инфраструктуру деловой авиации России, заняли выжидательную позицию, а часть из них, утратив интерес к российскому рынку, вкладываются в FBO и другие инфраструктурные объекты в близлежащих странах таких как Прибалтика, Финляндия, откуда успешно обеспечивается работа операторов деловой авиации на российском рынке.  

Читайте также  Прогулки по Honda Aircraft



Насколько санкционная политика Запада внесла коррективы в сегмент деловой авиации в России?

Несправедливая санкционная политика Запада сказывается на состояние рынка деловой авиации России, хотя и ее влияние на рынок сильно преувеличивается средствами массовой информации. Введенные Западом персональные санкции несколько снизили трафик так называемой «верхней» части рынка на западных направлениях, однако это было практически сразу компенсировано увеличением полетов на внутри российских направлениях и возрастанием поездок в Китай и пункты Юго-Восточной Азии.

Несколько усложнилась процедуры поставок запасных частей и агрегатов для ТОиР самолетов и вертолетов, базирующихся в России, что оказывает некоторое давление на операторов и владельцев воздушных судов деловой авиации на перенос работ по периодическим крупным формам ТОиР в иностранные центры.

Продолжается ли рост долю внутрироссийских перелетов и появились ли новые топовые пункты назначений?

На рынке деловой авиации России продолжается сокращение международных полетов с увеличением количества полетов внутри России и на восточных направлениях, однако в обоих случаях темпы и падения и роста существенно уменьшились до 3-5%, что свидетельствует о стабилизации рынка.

При том, что аэропорты МАУ по-прежнему принимают до 75% всего рынка, отмечается рост трафика в аэропорты Санкт-Петербурга, Сочи и Симферополя.

Почему мы все реже и реже говорим об отечественных бизнес-операторах. Наши компании выжидают или это все-таки связано с затяжным кризисом?

К сожалению, действующие в России авиационные правила не делают различий между авиакомпаниями, осуществляющими регулярные авиаперевозки и коммерческими эксплуатантами деловой авиации, оперирующими 2-3 самолетами бизнес-класса, в результате чего от коммерческого оператора деловой авиации требуется создание и содержание организационной структуры с не менее 20-25 специалистами, не принимающих участие в выполнении полетов. Используя формальные и неформальные основания, Росавиация сократила количество отечественных коммерческих операторов деловой авиации до 4 с 18, функционировавших в 2015 г. Одновременно с этим иностранные операторы бизнес-самолетов де-факто и без проблем получают разрешения на выполнение полетов в пункты РФ.

Разумеется, такие действия регулятора послужили главной причиной предпочтения операторов и владельцев ухода из РФ в иностранные регистрации.



А насколько скорректировался ценник по основным позициям. Летать стало дешевле?

Читайте также  Gulfstream модернизирует сервисный центр в Висконсине

Снижение объемов трафика и другие сокращения рынка несколько повысили конкуренцию на рынке аэропортовых услуг, что привело к небольшому снижению (4-5%) цен на аэропортовое обслуживание деловой авиации.

Вместе с тем, высокая степень монополизации аэропортовых услуг в аэропортах России, где в каждом аэропорту, как правило, действует единственная, не всегда бескорыстно назначенная руководством аэропорта хэндлинговая компания, в своих счетах удваивающая счета за фактически оказанные аэропортом услуги, никак не способствует снижению аэропортовых расходов оператора деловой авиации.

Любопытно, что аэропортовые расходы на хэндлинг в российских региональных аэропортах в 3 раза превышают европейские и в 5 раз превышают американские ставки за аналогичное обслуживание и это при полном отсутствии надлежащей инфраструктуры деловой авиации в российских региональных аэропортах.



На Ваш взгляд, какой из сегментов деловой авиации в нынешних условиях показывает максимальный рост?

В отсутствии роста рынка деловой авиации России ни один из сегментов бизнес-авиации не показывает никакого роста. Наиболее стабильно положение у операторов наземного обслуживания с собственной аэропортовой инфраструктурой. Комфортно чувствуют себя и брокеры, бизнес которых гибок и не связан большими расходами на ведение деятельности.  

Евгений Юрьевич, Ваша оценка новых IT-продуктов (онлайн площадки по бронированию и т.д.), которые буквально «завалили» наш рынок. Вы сторонник традиционной «торговли»?

Хотим мы или нет, но будущее продаж услуг деловой авиации лежит в Интернете. Также как мы пользуемся онлайн-площадками для выбора отелей, покупки авиабилетов или UBERом для заказа такси, так и в будущем услуги деловой авиации будут приобретаться онлайн.

Единственное, что сдерживает сейчас пользователей деловой авиации от широкого использования онлайн ресурсов — риски получения неадекватного обслуживания, с которым часто сталкиваются клиенты, заказывающие услуги по красивым картинкам, и получающими потом продукт или обслуживание, сильно отличающееся от обещанного.

Такие риски неприемлемы для клиентов деловой авиации и поэтому большая часть заказов в настоящее время продолжает проводится через проверенных брокеров, гарантирующих качественный сервис.

Изменились ли условия работы на отечественном рынке. Заметна ли работа авиационных регуляторов?

Нет никаких изменений в условиях работы на оте-чественном рынке, а те немногие положительные изменения в Воздушном кодексе и в авиационных правилах, проведенные в 2007-14г.г. практически сведены на нет требованиями чиновников, предъявляемыми на практике сверх установленных норм. К сожалению, отечественные операторы и владельцы воздушных судов деловой авиации испытывают постоянное косвенное давление в пользу перехода в иностранную юрисдикцию, что мотивируется стремлением российских авиационных чиновников избавится от ответственности за деятельность «малых» авиакомпаний, которые, как они считают не в состоянии обеспечивать безопасность полетов.

Читайте также  Jet Aviation станет крупнейшей в Сингапуре

Как развиваются проекты МЦДА и JTC?

До конца года ООО «МЦДА» завершит первую фазу строительства комплекса деловой авиации в нашем секторе аэродрома «Раменское», включая бизнес-терминал и комплекс ангаров на 8000 кв. м. в дополнение к уже действующим 4000 кв.м ангарных площадей. С начала 2017 г. в МЦДА действует вертолетная площадка МЦДА, пользовавшаяся необыкновенной популярностью для вертолетной доставки участников и посетителей Авиасалона «МАКС-2017».

Завершение строительства комплекса ангаров (8000 кв.м.) в дополнение к уже действующим 4000 кв.м. позволит предложить нашим клиентам лучшие условия для ангарного хранения ВС, дефицит которого все еще ощущается на рынке МАУ.

Успешная работа «Джет Тревел Клуб» (JTC) полностью подтвердила действенность концепции деятельности JTC по выполнению частных и корпоративных некоммерческих полетов в интересах членов Клуба. Отмечен рост числа членов JTC, использующих стандартные и серебряные карты Клуба. За первые 6 месяцев 2017 г. даже в условиях общего спада спроса на услуги деловой авиации объем налета воздушных судов JTC увеличился на 5% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Конечно же, замедление темпов экономического развития, падение нефтяных котировок не могло не сказаться на деятельности JTC, и мы ожидали большего роста.

Вместе с тем, стагнационные процессы в экономике, необходимость сокращения расходов только стимулируют интерес частных лиц, индивидуальных предпринимателей, АУП средних и крупных корпораций к пользованию услугами JTC, и мы надеемся на устойчивое развитие этого бизнеса.

Кризисы и спады приходят и уходят, поэтому ГК «АВКОМ» считает главным в своей деятельности создание надежной и прочной производственной базы для послекризисного роста. 

Ваши ожидания от JetExpo.

Новые контакты и клиенты, поддержание добрых отношений с существующей клиентурой, ознакомление с новинками авиационной техники, информация о деятельности деловой авиации.

sokolplant.ru 2018