Идеальный менеджмент Alitalia всё равно показал убытки

Заказать разработку, производство, летные испытания, сервисное обслуживание, ремонт и модернизацию авиационной техники

Идеальный менеджмент Alitalia всё равно показал убытки

Находящаяся под внешним управлением Alitalia (AZ) показала убыток в 31,3 миллиона евро.

22 ноября во время слушаний в Палате депутатов (нижней палате итальянского парламента) специальные уполномоченные министерства экономического развития представили результаты административного управления в период с 1 июня по 31 октября 2017 года.

Показатели Alitalia за период внешнего управления

Выручка: 1 433,9 миллиона евро.

Доналоговая прибыль (EBITDA): 73,9 миллиона евро.

Чистый убыток: 31,3 миллиона евро.

Без учёта процентов по государственному кредиту чистый убыток составил 20,9 миллиона евро.

По состоянию на 31 октября 2017 года денежные средства компании составляли 845 миллионов евро. Они были рассчитаны за вычетом депозита, внесённого в IATA, а также депозитов на общую сумму в 29 миллионов евро, размещённых в банках для хеджирования рисков по сделкам.

Очередное банкротство

Alitalia объявила о том, что 2 мая переходит под чрезвычайную администрацию, эквивалентную состоянию банкротства, после того как профсоюзы отвергли план реорганизации перевозчика, предусматривавший значительные увольнения и сокращение зарплаты оставшимся работникам.

Решение о банкротстве было принято акционерами авиакомпании — Etihad Airways (владеет 49%-ной долей; управляющий акционер) и консорциумом итальянских компаний Compagnia Aerea Italiana (51%) во главе с итальянскими банками UniCredit и Intesa SanPaolo.

На тот момент текущая задолженность авиакомпании составляла около 2,3 миллиардов евро, активы — 921 миллион евро (на 2 мая 2017 года из презентации правительства страны к назначению временной администрации).

Читайте также:  Нареш Гоял сдал позиции


Alitalia обладает хоть и состарившимся, но удачно подобранным и эффективным парком: 72 узкофюзеляжных самолёта Airbus семейства A320, 14 широкофюзеляжных Airbus A330-200 и 12 Boeing 777 (11 коротких 777-200ER и один длинный 777-300ER) для наиболее востребованных трансатлантических направлений.
На фото: самый маленький представитель флота, Airbus A319-112 (22 единицы средним возрастом 10,6 лет).
Генератор убытков — наземные службы и подразделения, от которых из-за давления профсоюзов и правительства отказываться нельзя


«Гнев рабочих победил»: 15 апреля 2017 года две трети принявших в голосовании сотрудников Alitalia отклонили план реструктуризации, согласованный менеджментом и представителями профсоюзов.
Последние сослались на невозможность переубедить сотрудников. Дополнительные жертвы с их стороны не нашли понимания, так как уровень их зарплат уже находится на одном из самых низких уровней на европейском рынке.
План предусматривал сокращение 1700 рабочих мест и снижение зарплат лётного персонала на 8%. С этого момента судьба компании оказалось предрешённой

Идеальный менеджмент

Министерство экономического развития Италии назвало трёх администраторов, которые возглавили Alitalia: Луиджи Губитози (Luigi Gubitosi), Энрико Лаги (Enrico Laghi) и Стефано Палеари (Stefano Paleari). В их задачи вошли разработка бизнес-плана и привлечение партнёров, готовых к инвестициям и умеющих работать с «историческими» недостатками компании, «не имеющими ничего общего» с конкуренцией со стороны лоукостеров.

Читайте также:  Все авиационные банкротства 2017 года

Отдельный интерес представляют кандидатуры самих уполномоченных.

Это три лучших специалиста Италии в соответствующих ситуации областях экономики:

  • Луиджи Губитози (Luigi Gubitosi) — самый яркий и успешный менеджер страны; бывший генеральный директор RAI (Radiotelevisione Italiana) и телекоммуникационного оператора Wind Telecomunicazioni, был председателем Fiat Partecipazioni и членом правления Fiat Auto, входил в совет директоров Ferrari, CNH, Iveco, Itedi, COMAU и Magneti Marelli;
  • Энрико Лаги (Enrico Laghi) — ведущий финансовый специалист; профессор экономики и заведующий кафедрой Делового администрирования в университете Рима La Sapienza, профессор кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита Высших курсов полицейской академии в Guardia di Finanza, член Консультативной рабочей группы по корпоративной отчётности Постоянного комитета Европейской организации по ценным бумагам и рынкам (CRSC ESMA);
  • Стефано Палеари (Stefano Paleari) — ведущий итальянский теоретик авиационного транспорта; академический сотрудник и член научного совета Airneth, научный руководитель ICCSAI (Международного центра по изучению конкурентоспособности в авиационной промышленности), с октября 2009 года по сентябрь 2015 года — ректор университета Бергамо.


Луиджи Губитози (Luigi Gubitosi), временный администратор Alitalia, бывший генеральный директор RAI


Энрико Лаги (Enrico Laghi), временный администратор Alitalia, профессор экономики и заведующий кафедрой Делового администрирования в университете Рима La Sapienza


Стефано Палеари (Stefano Paleari), временный администратор Alitalia, научный руководитель ICCSAI

Читайте также:  Air Canada меняет Airbus на Boeing

[Вероятно] судьба бренда

Если первая часть миссии администраторов — бизнес-план — остаётся скрытой, то по второй видны результаты работы.

Получено множество предложений со стороны заинтересованных участников рынка, из которых в финальную стадию переходили три: от немецкой Lufthansa Group, британского низкобюджетного перевозчика easyJet (U2) и ирландского Ryanair (FR). Все они были отклонены, так как ни один покупатель не хочет приобретать компанию целиком, нацеливаясь лишь на её наиболее привлекательные части — слоты в аэропортах Италии, США и лондонском Хитроу (LHR), флот широкофюзеляжных Airbus A330-200 и узкофюзеляжных Airbus семейства A320.

В течение всей 70-летней истории бренда Alitalia, компании, работавшие с ним, получали годовую прибыль всего несколько раз.

Пятимесячный период для Alitalia — Società Aerea Italiana под руководством идеального внешнего менеджмента тоже завершился убытками. Впрочем, он не релевантен предыдущим отчётным периодам и для корректного сравнения не годится.

Последняя доступная статистика есть за 2015 год, когда авиакомпания показала чистые потери в размере 199 миллионов евро.

Новости итальянской авиации