ДБ-3: к годовщине первого полёта дальнего бомбардировщика

Заказать разработку, производство, летные испытания, сервисное обслуживание, ремонт и модернизацию авиационной техники

ДБ-3: к годовщине первого полёта дальнего бомбардировщика

В этот день — День рождения выдающегося советского авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина, — в далёком 1936 году состоялся первый полёт бомбардировщика ЦКБ-30, впоследствии названный ДБ-3, а его поздняя модификация ДБ-3Ф 26 марта 1942 года получила наименование Ил-4. На ДБ-3 в августе-сентябре 1941 года выполнялись первые ночные налёты на Берлин.

ЦКБ-30 — моноплан с низкорасположенным крылом цельнометаллической конструкции с двумя двигателями Гном-Рон «Мистраль мажор» 14Kdrs. Согласно техническим требованиям, бомбардировщик должен был нести три пулемётные установки ШКАС. Носовая располагалась в кабине штурмана, верхняя — за гаргротом пилотской кабины и нижняя — шкворневая. Боезапас составлял 2500 патронов: по 1000 — для носовой и верхней, и 500 патронов — для нижней. Нормальная бомбовая нагрузка составляла 1000 кг, а максимальная — 2500 кг.

Интересный факт — летом 1933 года, когда уже шло проектирование первого варианта бомбардировщика — ЦКБ-26, на совещании, проходившем на даче И.В. Сталина, было принято решение о приобретении за рубежом лицензии на современные авиамоторы, отсутствие которых сдерживало советское самолётостроение. Во Францию для выбора двигателей была отправлена делегация, в которую входил и Ильюшин. Выбор остановили на двух мощных двигателях — рядном «Испано-Сюиза» 12У и звёздообразном Гном-Рон «Мистраль мажор» 14Kdrs. Последний очень понравился Ильюшину. Это была 14-цилиндровая двухрядная звезда воздушного охлаждения, отличавшаяся компактностью, малым весом и экономичностью на крейсерском режиме. Такие моторы могли существенно улучшить показатели проектируемого бомбардировщика, особенно в отношении радиуса действия.

Читайте также:  Интервью с руководителем программы «Фрегат Экоджет» Александром КЛИМОВЫМ

Вернувшись домой, Ильюшин внёс предложение о постройке бомбардировщика с двигателями «Гном-Рон» 14К. Получив одобрение, группа Ильюшина начала перерабатывать документацию под французские моторы. Главный упор делался на скорость полёта. ЦКБ-26 имел деревянные фюзеляж и киль, металлические крыло и горизонтальное оперение, но в соответствии с техническим заданием, самолёт должен был быть полностью выполненным из металла, поэтому все усилия группы были направлены на разработку цельнометаллического ЦКБ-30. В документах ВВС того времени оба самолёта: и ЦКБ-26, и ЦКБ-30 именовались «ДБ-3 — первый опытный самолёт» и «ДБ-3 — второй опытный самолёт».

Не дожидаясь завершения испытаний, 5 августа 1936 года самолет запустили в серийное производство под наименованием ДБ-3. В дальнейшем были разработаны модификации под более мощные моторы и иной состав оборудования и вооружения — ДБ-3С, ДБ-3Т, ДБ-3М, ДБ-3Ф (Ил-4).

Читайте также:  Обзор мирового рынка базовых патрульных самолётов

Выдающиеся характеристики нового самолета были подтверждены пятью мировыми рекордами и несколькими рекордными перелетами, в том числе по маршруту Москва — Восточное побережье Северной Америки (о. Мискоу), протяженностью почти 8000 километров.

С первых часов войны лётчики на ДБ-3 наносили бомбовые удары по наступающим войскам противника. В ночь на 8 августа 1941 года самолеты ДБ-3Т нанесли удар по целям в фашистской Германии, в том числе и по Берлину. Это был ответ на попытки немецкой авиации совершить массированные воздушные налёты на Москву.

Приказ о первом полёте на Берлин поступил 6 августа. Дата полёта — ночь с 7 на 8 августа. До цели почти 900 км, полёт проходит на высоте не ниже 7000 метров, в основном, над морем. На главную цель вышли пять экипажей, остальные были вынуждены бомбить запасные — города Штеттин, Данцинг, Кёнигсберг.

Читайте также:  В Японии состоялась встреча экспертов по российско-японскому сотрудничеству в области гражданского авиастроения

8 августа германское радио сообщило о налёте на Берлин крупного соединения британских бомбардировщиков, при этом особо подчеркивалось, что над городом появился лишь один вражеский самолёт, который был сбит, остальные же отбомбились в «чисто поле» и потеряли ещё пять экипажей. Англичане опровергли заявление, сообщив, что в ночь с 7-го на 8-е их тяжёлые бомбардировщики не летали. Реальные же потери составили лишь одну машину — самолёт старшего лейтенанта Леонова разбился при посадке на неосвещенный аэродром.

С 1936 по 1946 год было построено 6784 бомбардировщика типа ДБ-3 и Ил-4, ставших основной ударной силой авиации дальнего действия в годы войны.