Boeing-747. Боинг 747. Boeing B-747.

Заказать разработку, производство, летные испытания, сервисное обслуживание, ремонт и модернизацию авиационной техники

Boeing-747. Боинг 747. Boeing B-747.

Боинг 747, часто именуемый Jumbo Jet (Реактивный слон) или просто «747» — пожалуй, самый узнаваемый, самый крупный и первый в мире широкофюзеляжный пассажирский самолёт. После первого коммерческого рейса в 1970 году Боинг 747 в течение 35 лет оставался самым большим пассажирским авиалайнером, однако европейский A380 (эксплуатация которого должна начаться в конце 2006 года) превзошёл его. При всём своём величии, Боинг 747 уступает в размерах советскому грузовому Ан-225 «Мрия».

На четырёхмоторном Боинге 747, выпускаемом корпорацией «Боинг», применена двухпалубная конфигурация, при этом меньшая верхняя палуба используется как салон бизнес-класса. Трёхклассный вариант салона позволяет взять на борт до 416 пассажиров, двухклассный — до 524, одноклассный — 625. Своеобразный «горб» верхней палубы сделал Боинг 747 самым узнаваемым самолётом, героем десятков кинофильмов и символом гражданской авиации.

Стандартная крейсерская скорость «747-го» составляет 910 км/ч, максимальная дальность (747—400) — 13570 км. Этого вполне достаточно для беспосадочного перелёта из Нью-Йорка в Гон-Конг — треть земного экватора. Рекордсменом среди «слонов» является Боинг австралийской авиакомпании Qantas Airlines, совершивший в 1989 году беспосадочный перелет из Лондона в Сидней, преодолев тем самым 18 000 км за 20 часов 9 минут. Впрочем, на борту не было ни пассажиров, ни груза.

К январю 2006 года «Боинг» произвёл в общей сложности 1428 самолётов семейства 747.

Спецификации
747—100

Первый Боинг 747 под официальным обозначением Боинг 747—100 был построен 2 сентября 1968 года. Первый полет самолет совершил 9 февраля 1969 года. 1 января 1970 года самолётом «Pan Am» был выполнен первый коммерческий рейс. Позже он был заменен модификацией 747-100В — очень похожим самолётом с усовершенствованной системой управления и шасси. Базовый вариант имел дальность 7200 км.

Читайте также  ТУ-154.

На самых первых самолётах на верхней палубе располагалось помещение для отдыха с тремя иллюминаторами. Несколько позже, когда авиакомпании стали использовать верхнюю палубу для пассажиров 1-го и бизнес-класса, палуба была окончательно переоборудована в пассажирский салон, расчитанный на 60 пассажиров.

Некоторые самолеты 747—100 были переоборудованы в грузовые 747-100СФ.

747SR

Боинг 747SR (Short Range — малая дальность) был разработан как ближнемагистральная модификация 747—100. У этого самолёта меньший запас топлива, зато пассажировместимость достигла 500 человек, а позже — 550. У 747SR, кроме того, усовершенствована конструкция фюзеляжа. Позже, модификации SR появилась и у Боинга 747—300. Боинги 747SR используются в основном только на внутренних японских линиях.

Несколько самолётов Боинг 747—100ВSR были доставлены Japan Airlines с удлиненной верхней палубой. Позже эта модификация получила наименование 747SUD (stretched upper deck).

Один из самолётов, некогда летавших в Japan Airlines, сегодня используется NASA в качестве носителя Шаттла. Хотя будущее этого самолёта весьма туманно, как и будущее самих шаттлов.

747—200

Представленный в 1971 году и позже совершенствовавшийся Боинг 747—200 имел более мощные двигатели и увеличенную взлётную массу, что позволяло увеличить дальность полета. Первые 747—200 на верхней палубе имели 3 иллюминатора, но позже Боинг окончательно отказался от такой схемы и новые самолеты строил с десятииллюминаторной палубой. У последней модификации, 747-200В, выпускаемой с 80-х, дальность полета доведена до 10 800 км. На основе планера Боинга 747—200 были построены модификации для ВВС США : 3 ВКП E-4A и 1 E-4B и 2 самолета VC-25A для перевозки президентов США. (см ниже.)

Боинг 747—200С и 747-200F были разработаны для перевозки грузов. 747-200F — исключительно грузовой самолёт, тогда как 747—200С — способен перевозить либо груз, либо пассажиров. Модификация 747-200М «Combi» может перевозить и то, и другое одновременно. Как и 747—100, много пассажирских самолётов 747—200 были позже переоборудованы в грузовые.

Читайте также  ИЛ-114.

Боинг 747—200В — усовершенствованная версия 747—200 с более мощными двигателями и большим запасом топлива.

747SP

Боинг 747SPМодификация Боинг 747SP (Special Perfomance) была разработана в 1976 году. Этот самолёт был создан специально для того, чтобы составить серьезную конкуренцию ДС-10 и Л-1011. Дело в том, что Боинг был велик и часто нерентабелен на маршрутах средней загруженности и проигрывал Дугласам и Локхидам. Разработка Боинга 737 и 747 отнимала у компании слишком много денег, поэтому у компании не было возможности создать принципиально новый самолёт. Вместо этого у Боинга 747 был просто укорочен фюзеляж, была проведена некоторая оптимизация параметров самолёта специально для маршрутов небольшой загруженности.

Помимо укороченного фюзеляжа, у 747SP увеличена площадь поверхности киля и закрылков. 747SP брал на борт до 220 пассажиров. Максимальная дальность полета составляла 10 500 км на крейсерской скорости 980 км/ч.

До появления Airbus A340 747SP был самым дальнобойным пассажирским самолётом и пользовался популярностью у компаний, занимавшихся транокеанскими перевозками — American Airlines, Qantas и Pan American. Но несмотря на все свои технические преимущества, 747SP не стал так популярен, как надеялся производитель. Было построено лишь 45 самолётов этой модификации. Большинство из них по-прежнему в строю в основном в странах Ближнего Востока.

Один самолёт был построен специально под летающую астрономическую лабораторию — SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy). На нём расположен телескоп диаметром 2,5 метра.

747—300

Боинг 747—300 изначально задумывался как трехмоторная версия Боинга 747SP. Однако от этого плана быстро отказались из-за малой потребности такой модели на рынке.

Обозначение 747—300 было присвоено новому самолёту, появившемуся в 1980 году. На этом самолёте был значительно увеличена верхняя палуба, что увеличило пассажировместимость. На основе 747—300 были созданы варианты 747-300М (грузопассажирский) и 747-300SR (ближнемагистральный). Отличительной особенностью нового самолёта стала прямая лестница, соединяющая верхнюю и нижнюю палубы. На более ранних самолётах устанавливалась спиральная. Максимальная дальность полета составила 12 400 км.

Читайте также  ТУ-204.

Среди авиакомпаний, эксплуатирующих внушительный флот самолётов Боинг 747—300 Japan Airlines, Air India, Saudi Arabian Airlines, Pakistan International Airlines (PIA), Qantas, и Thai Airways.

747—400

Боинг 747—400 является самой новой и самой популярной моделью из серии и до сих пор производится. У этого самолёта добавлены вертикальные законцовки на крылья, а кабина экипажа была усовершенствована новой авионикой, в связи с чем отпадала необходимость в бортинженере. Были установлены дополнительные хвостовые топливные баки, усовершенствованные двигатели. Кроме того, самолёт отличает повышенная степень комфортности. В эксплуатацию 747—400 поступил в 1989 году в компании Northwest Airlines.

Боинг 747—400 на 25 % экономичнее 747—100 и в два раза тише. Разработаны варианты 747-400М (грузопассажирский), 747-400F и 747-400SF (грузовые). Специально разработанный для внутренних линий Японии самолёт 747-400D — мировой рекордсмен по пассажировместимости: до 594 человек.

Модификация 747-400ER — самолет с увеличенной дальностью полета.

Длина (м) 70,6
Размах крыла (м) 59,6
Общее число мест 468
Бизнес-класс 28
Эконом-класс 440
Максимальная взлётная масса (кг) 377800
Двигатели Rolls Royce RB211-524D4
Крейсерская скорость (км/ч) 950
Максимальная высота полёта (м) 13700
Дальность полёта (км) 12500





sokolplant.ru 2018