Авиация – это высокая ответственность

Заказать разработку, производство, летные испытания, сервисное обслуживание, ремонт и модернизацию авиационной техники

Авиация – это высокая ответственность

Страхование – крупная, но неизбежная статья расходов любой компании авиационной отрасли. Можно ли снизить эти издержки или правила этого рынка незыблемы? Об этом рассказывает финансовый директор компании А-Групп – одной из крупнейших в сфере бизнес-авиации России – Ростислав Ревюк.

Ростислав, добрый день! Мы хотели бы поговорить о страховании в бизнес-авиации, и об опыте вашей компании в этом вопросе.

Страхование в нашем бизнесе – вопрос комплексный и непростой. Авиация – это и высокая ответственность, и весьма высокая стоимость рисков. Очевидно, что страхование гражданской ответственности деятельности FBO (инфраструктуры деловой авиации) и ее имущества стоит дорого. Около двух лет назад наша команда начала масштабный проект по снижению связанных с этих расходов. Мы провели всесторонний анализ, и нашли ряд способов оптимизации и снижения издержек. Могу сказать, существует довольно много неочевидных способов экономии.

Речь идет о страховании деятельности, операций или, собственно, имущества и воздушных судов?

Прежде всего, мы говорим о страховании ответственности перед клиентами и третьими лицами в деятельности оператора аэропортовой инфраструктуры, поскольку это самый сложный и наиболее дорогой продукт. Чтобы разобраться в этом, необходимо понимать с какими видами деятельности мы имеем дело. В нашем случае – это ангарное хранение, наземное обслуживание на перроне, противообледенительная обработка и обслуживание пассажиров в собственных терминалах. Для определения оптимального страхового покрытия первоочередная задача – рассчитать стоимость рисков, возникающих в каждом конкретном виде деятельности и выбрать сегмент с наиболее высокой оценкой риска, которая ляжет в основу суммы общего страхового покрытия. Не следует суммировать все риски по каждому сегменту, поскольку вероятность одновременного наступления страхового случая в несвязанных между собой сегментах бесконечно мала.

С имуществом все проще, поскольку этот вид страхования существует давно в разных сферах бизнеса. Здесь все работает по давно отлаженной схеме, хотя и возможностей для оптимизации тоже немало.  Что касается страхования самих воздушных судов, то эта ответственность лежит на владельце ВС. Наша задача – застраховать свою деятельность так, чтобы при наступлении страхового случая по нашей вине, страховая компания владельца ВС обращалась за компенсацией убытков не к нам, а к нашей страховой компании по суброгации.

Каким образом Вы определяли стоимость рисков?

Как известно, стоимость риска – это произведение стоимости максимального ущерба и вероятности наступления страхового случая. Определить вероятность можно исходя из статистики страховых случаев и при помощи экспертной оценки. Определить стоимость максимального ущерба проще. Например, максимальный ущерб в сегменте наземного обслуживания оценивается как сравнительно небольшой на фоне потенциального ущерба, причиненного, в результате столкновения двух воздушных судов при буксировке ВС нашими службами. Максимальный ущерб, в данном случае, будет составлять стоимость поврежденных самолетов. Сложнее с ангарным хранением. Учитывая, что ангаров у нас несколько, и территориально они находятся в разных частях аэропорта и даже городах, вероятность одновременных происшествий сразу в двух и более ангарах стремится к нулю. Поэтому, максимальный вероятный ущерб следует считать только по одному ангару, это максимальная вместимость или загрузка ангара, помноженная на среднюю стоимость воздушного судна.

Читайте также  Ввоз самолетов могут освободить от НДС при регистрации в России

Вы имеете в виду тотальную потерю всех ВС, хранящихся в одном ангаре?

Да, именно так – мы рассматриваем наихудший из сценариев потери всех ВС в одном из самых крупных ангаров при полной загрузке. Из всех сумм потенциальных ущербов мы выбираем максимальную, определяя базу для страхования. У нас два FBO – в Шереметьево и в Пулково. Поскольку эти активы А-Групп являются самостоятельными юридическим лицами, то и по страхованию заключались два отдельных договора. И хотя размер страхового покрытия по ним одинаковый, по сути, мы должны были платить дважды. Мы объединили этот договор в один с той же страховой суммой, что позволило избавиться от двойной платы, по сути, за одну и ту же страховку. Главное, чтобы полис при таком объединении содержал условие, что при ущербе страхователь имеет возможность обращаться к страховщику неограниченное количество раз в год.

Это серьезная экономия! Но, насколько я понимаю, вы нашли и другие способы снижения издержек?

Да, мы заключили договор со страховым брокером «СБ АКСИОМ ИнРе», который в качестве нашего официального представителя получил право участвовать в переговорах на всех этапах страхования и перестрахования нашей ответственности. Система страхования в нашем бизнесе устроена довольно сложно, и эта цепочка состоит из нескольких участников: мы страхуем свои риски в российской страховой компании, которая, в свою очередь, перестраховывает часть своей ответственности перед нами на международных страховых и перестраховочных рынках, обладающих самыми высокими рейтингами финансовой устойчивости. 

Ростислав, а с чем связана такая длина цепи и сложность этих взаимоотношений?

Это кажется сложной цепью, но, только распределяя риски по всему миру, страховые компании могут гарантировать полное и безусловное возмещение ущерба. Речь идет об очень крупных суммах, это сотни миллионов долларов! И ни одна компания не готова брать на себя такие обязательства целиком. Подобная выплата может ее попросту разорить. Поэтому, схема работы в мировой практике при подобных размерах рисков такова: компания обращается к страховому брокеру, он распределяет страховку по нескольким страховым компаниям, те тоже перестраховывают часть риска в других компаниях. Дело в том, что в разных частях планеты и даже регионах отдельно взятой страны вероятность страховых случаев отличается на порядки. Это может зависеть и от климата, и от интенсивности транспортного сообщения, и еще от миллиона факторов. Поэтому глобальный страховой бизнес организован так, чтобы максимально усреднить и распределить выплаты разных компаний и их филиалов путем перестрахования друг у друга.

Читайте также  Вышел первый номер заводской многотиражной газеты «Ворошиловец»

Но ведь и в России есть очень крупные страховые компании, страхующие большие риски, например – строительство олимпийских объектов. Почему же есть необходимость перестраховывать эти риски за рубежом?

В строительстве работают по такому же принципу. Емкости российских страховых компаний недостаточно для полного размещения крупного риска в нашей стране, поэтому приходится задействовать емкости зарубежных страховых компаний. При этом, в общем случае, страховая компания не перестраховывает конкретный договор с каждым клиентом. Она перестраховывает пакет своей общей ответственности, в, так называемом, облигаторном договоре. В нашем же бизнесе, связанном с авиацией, а, следовательно, и с высокими рисками, так не всегда работает, поэтому условия перестрахования нестандартные. Такие договоры перестраховывается отдельно по всей цепочке перестрахования.

Мы начали говорить о возможности экономии средств. Вернемся к этому вопросу?

Когда мы проанализировали всю цепь перестрахования, мы увидели пути экономии. Получается, что весьма внушительная сумма остается у российского страховщика, хотя при этом он берет на себя меньший объем рисков. Посредством проведения переговоров и тендеров мы снизили расходы по этой части. Кроме того, имеет смысл рассмотреть использование франшизы.

Здесь есть нюанс: вероятность возникновения страховых событий по разным видам страхования сильно отличается, соответственно, отличается и стоимость страхования. Поэтому мы застраховали спецтранспорт, обслуживающий ВС на перроне, отдельно по расширенному страхованию ОСАГО именно на сумму франшизы (данное страхование значительно дешевле, чем авиационное), и в случае, например, столкновения перронной машины с ВС крупный ущерб покроется основной авиационной страховкой, а сумма франшизы будет покрыта расширенной ОСАГО. Для других видов деятельности, где вероятность наступления страхового случая ниже, мы берем риск в объеме франшизы на себя.

Надо сказать, что нередки ситуации, когда страховщики пользуются неопытностью клиентов в вопросах страхования, особенно в такой узкой специфике. Если же разобраться в сути вопроса, то в процессе переговоров всегда есть возможность найти компромисс и значительно снизить расходы. Очень важна тщательная оценка и анализ рисков, чтобы не страховать то, что не требуется, или не страховать что-либо дважды разными видами страхования. Общая страховая политика должна быть единой и интегрироваться в систему управления рисками компании.

Читайте также  VVIP = GrandNew + Bentley

А каким образом вы работаете с международными страховыми компаниями?

При содействии нашего страхового брокера были организованы деловые встречи с лидерами международных авиационных страховщиков и перестраховщиков, на которых были проведены подробные презентации нашей инфраструктуры и наших бизнес-процессов, продемонстрированы наши финансовые результаты, надежность и компетентность. Результатом этих встреч стало существенное снижение процентных ставок в международном сегменте перестрахования нашего пакета, которое отразилось на конечной стоимости страхования для нас.

В таком случае логично возникает вопрос: почему нельзя застраховаться сразу за рубежом, исключив из цепочки российские страховые компании с более высокими ставками страховых премий?

Дело в том, что по российскому законодательству, страховой полис для нас может быть выписан только российской компанией. Так защищаются интересы отечественного рынка страхования.

Ведет ли к снижению стоимости страхования внедрение на авиационном предприятии систем международной сертификации?

Безусловно, сертификация по ISO и IS-BAH, и даже просто хорошо отлаженные бизнес-процессы внутри компании также являются весомым аргументом по снижению стоимости страхования.

Могу сказать больше: мало кто знает, что международные брокеры-перестраховщики очень приветствуют и даже организуют за свой счет мероприятия и тренинги для конечных клиентов по повышению безопасности и снижению рисков. Кроме того, можно пригласить к себе международного сюрвеера также за счет перестраховщика, который проведет независимый аудит и анализ работы компании, что также может способствовать снижению рисков и, соответственно, ставок. Для страховых компаний вложения в обучение персонала страхуемого предприятия, в сертификацию, в мероприятия по снижению риска, в конечном счете, оборачиваются снижением их рисков по страховым выплатам.

Резюмируя нашу беседу, можете ли вы озвучить масштабы реальной экономии?

Не буду называть конкретные цифры, но если говорить в процентах, то сейчас мы платим страховые премии более, чем в два раза меньше от общего объема страхования по всем продуктам, чем два года тому назад. Причем, мы видим потенциал и для дальнейшего снижения – не такого масштабного, но все равно ощутимого.

sokolplant.ru 2018